Москва
г. Москва, ул. Новоалексеевская, д. 16, к. 4, пом. 103
+7 (495) 107-90-52
+7 (977) 787-55-35
info@ooo-ipb.ru
Москва г. Москва, ул. Новоалексеевская, д. 16, к. 4, пом. 103
Назад
Сертификат пожарной безопасности

Сертификат соответствия пожарной безопасности (пожарный сертификат) – документ, подтверждающий, что продукция, указанная в сертификате, соответствует действующим пожарным нормам и требованиям, установленным на территории РФ.

Основной документ регламентирующий подтверждение соответствия

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании».

 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании»

В части пожарной безопасности, на данный момент, действуют два технических регламента: Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ (действует только на территории РФ),

 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ

а также ТР ЕАЭС 043/2017 Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (действует на территории всего Таможенного союза). 

 ТР ЕАЭС 043/2017 ЕЭС

Три формы пожарной сертификации

  • Обязательная сертификации;
  • Добровольная сертификации;
  • Декларирование.

Добровольный сертификат пожарной безопасности

Пожарный сертификат — это документ, который подтверждает соответствие продукции установленным требованиям технического регламента о пожарной безопасности (123-ФЗ). В отношении групп товаров, которые регулируются регламентом, проведение сертификации является обязательным требованием. Все требования и правила проведения работ по подтверждению соответствия продукции изложены в» «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ)». В случае, если к продукции не предъявляются требования из «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», орган по сертификации готовит мотивированное решение об отказе в проведении сертификационных работ.

Проведение сертификации такого рода продукции может быть проведено в рамках добровольной пожарной сертификации.

Технический регламент  «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» был утверждён Решением Совета ЕЭК №40 от 23 июня 2017 года. Этим же решением была определена дата вступления техрегламента в силу — 1 января 2020 года.

Независимая оценка пожарного риска

Независимая оценка пожарного риска, или как ее еще называют аудит пожарной безопасности–один из видов оценки соответствия продукции (объектов защиты) требованиям пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности установлены федеральным законом о технических регламентах, а также нормативами по пожарной безопасности.

В соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, независимая оценка пожарного риска (или аудит пожарной безопасности), наравне с государственным пожарным надзором является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. 

Пожарный риск – это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты, а также ее последствий для людей и материальных ценностей.

В свою очередь, расчет пожарного риска — оценка воздействия на людей и материальные ценности факторов несчастного случая и мер, которые принимаются для того, чтобы снизить частоту возникновения рисков.

Расчет пожарного риска производится согласно ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 в случае отступления от требований нормативов по пожарной безопасности.

То есть, говоря другими словами, если объект соответствует всем документам и нормативам, то расчет пожарных рисков проводить не надо. В нем возникает потребность только если на объекте есть несоответствия нормативам. Именно вот эти несоответствия надо обосновать, рассчитав все риски.

Расчет по оценке пожарного риска

Независимая оценка пожарного риска, или как ее еще называют аудит пожарной безопасности–один из видов оценки соответствия продукции (объектов защиты) требованиям пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности установлены федеральным законом о технических регламентах, а также нормативами по пожарной безопасности.

В соответствии с Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, независимая оценка пожарного риска (или аудит пожарной безопасности), наравне с государственным пожарным надзором является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. 

Пожарный риск – это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты, а также ее последствий для людей и материальных ценностей.

В свою очередь, расчет пожарного риска — оценка воздействия на людей и материальные ценности факторов несчастного случая и мер, которые принимаются для того, чтобы снизить частоту возникновения рисков.

Расчет пожарного риска производится согласно ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-Ф3 в случае отступления от требований нормативов по пожарной безопасности.

То есть, говоря другими словами, если объект соответствует всем документам и нормативам, то расчет пожарных рисков проводить не надо. В нем возникает потребность только если на объекте есть несоответствия нормативам. Именно вот эти несоответствия надо обосновать, рассчитав все риски.

Расчет категорий помещений

Разработка и проектирование любого производственного или промышленного объекта не обходится без расчета категории пожарной опасности помещений. Подобные мероприятия позволяют снизить риск возникновения пожара, а также обеспечить более эффективную эвакуацию людей в случае чрезвычайных ситуаций.

Согласно правилам противопожарного режима, утвержденным правительственным постановлением от 25 апреля 2012 г. №390, руководители предприятий обязаны обозначать на дверях складских и производственных помещений категории по взрывопожарной и пожарной опасности.

Современные нормативы предусматривают установление категории для помещений складского и производственного типа. Однако в соответствии с Федеральным законом ФЗ-123 объекты связи, инженерной и транспортной инфраструктуры также считаются производственными, а значит, подлежащими категорированию.

Фотолюминесцентные планы эвакуации

В любом здании или сооружении (за исключением жилого дома), где по различным причинам на этаже может единовременно оказаться десять и более человек, руководитель организации обязан обеспечить размещение на видных местах планов эвакуации людей в случае возникновения пожара, а также установить систему оповещения персонала и посетителей, предупреждающую о возгорании.

Существует множество вариаций названия этих планов: план пожарной эвакуации, схема эвакуации, план-схема эвакуации, эвакуационный план или план эвакуации ГОСТ, однако, по сути, во всех случаях речь идёт об одном и том же, и не имеет значения, какой термин вы предпочитаете. Гораздо важнее, чтобы помимо точности отображения объекта на плане и его удобства прочтения в обычных условиях, им можно было воспользоваться в темноте и задымлении (электричество при пожарах часто отсутствует). Таким требованиям соответствуют лишь фотолюминесцентные планы эвакуации.

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

Раздел №9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» — это раздел проектной документации, содержащий требования пожарной безопасности для Объектов капитального строительства. 

Раздел ППМ (раздел МПБ, МОПБ) – это раздел 9 (раздел 8 для линейных объектов) проектной документации соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87) на объекты капитального строительства.

 ПП РФ от 16.02.2008 № 87

Согласно п. 9 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29.12.2004 № 190-ФЗ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (раздел ППМ, раздел МОПБ).

 ГрК РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ

Согласно ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматриваться решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ

Разработка раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (ППМ, МОПБ, МПБ)

«Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» состоит из текстовой и графической части. В текстовой части указанного документа приведены требования нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности, на основании которых запроектирован объект.


Проект документации пожарной безопасности

Проект документации пожарной безопасности — это раздел проектной документации, содержащий требования пожарной безопасности для Объектов капитального строительства. «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» состоит из текстовой и графической части. В текстовой части указанного документа приведены требования нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности, на основании которых запроектирован объект.

Проектная документация на возведение и реконструкцию строений должна содержать обязательные разделы. Их список указан в Постановлении № 47, должен соблюдаться всеми проектными организациями. Меры противопожарной защиты должны разрабатываться для любого здания, сооружения – МКД, производственный и торговый объект, общественное учреждение, другие типы строений.

Проектирование предусматривает расчеты пожарных рисков, категорирование объектов, разработку систем тушения и оповещения, множество других направлений работы. От результатов работы зависит не только успешное прохождение согласований, но и безопасность людей, имущества. Поэтому важно правильно выбрать организацию для подготовки документов, описания и обоснования систем пож. безопасности.

Проект на пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре

Охранно-пожарная сигнализация (ОПС) является системой оповещения людей о возгорании или задымлении в помещениях, здании. ОПС включает приборы и устройства для обнаружения пожара, передаче информации на пульты и дисплеи экстренного оповещения. Сигнализация может работать одновременно с системой пожаротушения, автоматически передавать информацию в МЧС. Разработка системы ОПС может происходить при проектировании нового здания, либо для существующего объекта.

Система сигнализации должна охватывать все помещения и площади здания. Исключение может быть сделано только для помещений с «мокрыми процессами», т.е. душевых, санузлов и т.д. В зависимости от задач, поставленных проектировщикам, ОПС будет передавать информацию о возгорании на локальные пункты управления, либо с одновременным уведомлением пожарных служб МЧС.

Лицензия МЧС

Получение Лицензии МЧС считается обязательным документом для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, планирующих заниматься техническим обслуживанием зданий и сооружений в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарной безопасностью.

Лицензия МЧС – официально выданное разрешение на выполнение деятельности, связанной с

  • установкой;
  • ремонтом;
  • техническим обслуживанием;
  • обеспечением зданий и сооружений, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Наличие Лицензии МЧС является гарантией того, что компания, осуществляющая работы в данной области выполняет их в полном соответствии с действующими Правилами и Положениями по противопожарной безопасности.

Контролирующим органом правильности выполнения работ по обеспечению пожарной безопасности на территории России выступает Министерство чрезвычайных ситуаций, которое действует согласно законопроекту N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011

  Законопроект N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011

Виды деятельности при которых нужна лицензия МЧС

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения;
  2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем охранно-пожарной сигнализации;
  3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес;
  4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
  5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации людей;
  6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения;
  7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем дымоудаления и вентиляции;
  8. Работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций. Перезарядка огентушителей;
  9. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных систем;
  10. и многое другое.

Сложности, связанные с получением Лицензии МЧС

Можно попытаться получить лицензию самостоятельно, но практика такова, что из-за постоянных обновлений и ужесточений законодательства, оказывается, что большинство из соискателей попросту не имеют полного комплекта необходимого оборудования и специалистов, требуемых главным управлением МЧС. Кроме того, статистику отклоненных заявок пополняют документы, которые предоставляются либо в неполном комплекте, либо неправильно заполненными.

Если вы доверите всю работу специалистам ООО «ИПБ»

  1. Персональный эксперт тщательно проанализирует ваши документы, проверит и подготовит их для подачи в лицензионный отдел — с гарантией, что правильно составленные документы будут приняты с первого раза!
  2. Учебный Центр ООО «ИПБ» проведет обучение Ваших сотрудников в соответствии с лицензионными требованиями и в удобном для вас формате!
  3. Наши специалисты с практическим опытом будут гарантированно вас сопровождать на протяжении всей процедуры оформления, что избавит вас от ошибок, неправильных действий и рисков! Опытный, квалифицированный персонал с опытом работы с государственными структурами;
  4. Консультации бесплатно - по любым возникающим вопросам;
  5. Строгое соблюдение условий договора, получение Лицензии в указанные в договоре сроки.
Пожарные СТУ

Специальные технические условия  по пожарной безопасности  (далее пожарные СТУ) — документ, содержащий дополнительные требования, обеспечивающие безопасность объекта капитального строительства и устанавливающий (если не имеется установленных технических норм для данного объекта) технические нормы, отражающие особенности данного объекта с учетом условий проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации. Данный вид нормативных документов, появился на основании приказа Минрегиона РФ от 01.04.2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».

Далее, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 670 «Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству», полномочия по согласованию СТУ были переданы Госстрою. После реорганизации Госстроя 01.11.2013 все его функции, в том числе и согласование СТУ были переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации.

В настоящее время порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое определяется Приказом Минстроя России № 248/пр от 16.04.2016 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».

Минстроем России был проведен анализ разрабатываемых СТУ, по результатам которого выявлено, что более 70% СТУ касаются вопросов обеспечения пожарной безопасности.

Что вас интересует?
ФИО или организация
E-mail
Номер телефона*
Ваш комментарий
* отмеченые поля обязательны для заполнения

Среди наших клиентов

Сообщите нам своё впечатление

о работе компании или отдельного сотрудника:
Заявка Написать
в WHATSAPP
Позвонить

Выберете услугу из списка, и получите квалифицированную помощь
от ведущего Эксперта компании!

Пожалуйста, оставьте свой номер телефона

Прямая линия с экспертом

Соединяю с экспертом